Рецензии

Иван Смирнов: «Страна, где ночует солнце»

Константин Волков для журнала Stereo&Video (источник: электронный еженедельник «Полный джаз«)

Один из лучших и уж, во всяком случае, самый необычный гитарист России — Иван Смирнов — слушателя балует сольными альбомами нечасто, впрочем — как и сольными концертами. Этот двойной альбом и есть запись одного из сольных концертов (московский «Ле Клуб», 30.01.2002), и носит все родовые признаки типичного российского концертного альбома. Мастеринг альбома не вполне обязателен (динамические неровности, неудаленные технические шумы, а главное — крайне слабая работа с шумами зала: аплодисменты оставлены «как есть» и при этом на очень низком динамическом уровне, что в целом производит довольно жалкое впечатление). Впрочем, музыка многое искупает: те, кто слышал Смирнова только в «Арсенале» поздних 80-х или вообще только как сессионного гитариста у российских поп-звезд — не слышали его вообще. Он — музыкант очень глубокий, владеющий огромным стилистическим диапазоном и широчайшим спектром приемов, что позволяет ему в пределах одной композиции смешивать во вполне органичное единство элементы джаза, фламенко, фьюжн, кельтского и русского фолка — и все это в очень точной ансамблевой игре (сын Михаил Смирнов на клавишных, перкуссии и аккордеоне, Дмитрий Сафонов на второй акустической гитаре и ученик замечательного исследователя русской песни Сергея Старостина — Сергей Клевенский на кларнете и фольклорных духовых). Единственное, чего, кроме более строгого монтажа и более ясного мастеринга, хотелось бы пожелать этому альбому — это более четкой продюсерской концепции (сам Смирнов): уместись альбом на один диск, он, возможно, выиграл бы от этого.

***

Сказать о Смирнове просто «виртуоз» — значит ничего не сказать: его в высшей степени индивидуальный стиль игры на акустической гитаре, в котором слилось множество исходных элементов — от джаза до фламенко — не знает равных.

Журнал «Полный джаз», 2001

***

Если существует полифония и полиритмия, то музыку, которую исполняют Иван Смирнов сотоварищи, можно назвать полиэтникой или полифольклором с элементами джаза, рока и нью-эйдж.

Елена Насонова, «Полный джаз», 2003