источник: сайт фестиваля
Представленный на этой странице текст — субъективная выдержка из куда более полнокровных текстов, посвященных белорусскому гитарному фестивалю «Менестрель». В этой подборке практически не упоминаются другие участники фестивалей, достойные всяческого уважения и внимания; однако в контексте сайта Ивана Смирнова было бы правильнее ограничиться лишь отрывками, касающимися именно его. Впрочем, сохранено многое, что касается самого фестиваля, гитары, музыки как таковой, и результат — своего рода резюме конкретного фестиваля в свете участия в нем Ивана Смирнова.
Гитара — инструмент удивительный. Она скромна и доступна одновременно. Она отзывается рукам любителя и профессионала.
Гитара — инструмент интимный. Звуки ее струн всегда искренни. Ей можно доверить свои чувства.
Гитара — инструмент красивый. Ее плавные изгибы изящны и совершенны. Классическая строгость грифа изыскана и благородна.
В мире много замечательных инструментов. Но накануне весны, в пасмурном и вьюжном феврале, хочется слышать гитару.
Сегодня Фестиваль является неотъемлемой частью жизни горстки людей и замечательной возможностью для сотен благодарных зрителей встречи с ее величеством — гитарой.
Краткая история
Афиши фестиваля гитарной музыки «Менестрель» впервые увидели свет в феврале 1992 года. Автор идеи — Эдуард Чернивчан. […]
Фестивали 1992 и 1993 годов были посвящены классическому наследию. «Менестрель» назывался «Камерный фестиваль классической гитарной музыки». С 1994 года фестиваль расширил рамки искусства гитары, и с тех пор аудитория поклонников инструмента имеет возможность услышать музыку талантливых аранжировщиков и композиторов-современников; познакомиться с другими гитарными школами и направлениями. Так, на Фестивалях 1997 и 1998 годов состоялись сольные концерты оригинальных рок-музыкантов из Москвы — Ивана Смирнова и Виктора Зинчука.
Фестиваль представляет гитару не только как сольный инструмент. «Менестрель» дает возможность слушателям убедиться в богатстве ее звучания в сопровождении симфонического оркестра, в качестве аккомпанемента или в дуэте с лютней, флейтой, фортепиано. Каждый Фестиваль открывает удивительные возможности гитары, продолжает знакомить зрителей с ее богатой, многовековой историей и именами величайших композиторов — Баха, Понсе, Таррега, Альбениса, Вилла-Лобоса, Барриоса и других.
«Менестрель», традиционно, проходит на «стыке» зимы и весны. Негласный девиз Фестиваля: «За полчаса до весны…». Отличительной чертой «Менестреля» является камерность публичных концертов — уютная обстановка небольшого зала (до 200 человек), столики для зрителей, свечи. Сцена и музыканты находятся в условиях единой театральной декорации всего действа — «своды готического собора», «внутренний дворик родового поместья», «улицы города средневековья»… В контексте выступлений используются специально созданные слайд-фильмы (проекция на три экрана размером 3,5 х 5 метров), поэтические чтения, выставки живописи.
Концерты «Менестреля» проходят при неизменных аншлагах. Буквально с первых лет проведения Фестиваля интерес публики превзошел все ожидания. И с 1994 года в программе «Менестреля» предусмотрен заключительной Гала-концерт в Большом зале Культурно-делового Центра (1100 человек). […]
из фестивальной прессы (2004)
«Гитара может все, что хочет»
Наталья Партолина, «Витебский курьер», № 17, 05.03.2004
Концертов было всего два. На большее не случилось ни времени, ни средств. Слишком плотный график у музыкантов, слишком трудно в прагматичном сегодня мире найти меценатов, готовых поддержать изысканный, значимый, но некоммерческий проект. […]
Впрочем, все естественно. Все очень органично вплетается в ткань легенды. Легенда о «Менестреле», родившись на витебской сцене, уже живет по своим законам. Легенда может на некоторое время показаться полузабытой, но она уже в сердца вписалась, в воздухе разлилась… Потому и полный зал даже после трехлетнего перерыва. Помнят! Потому и Смирнов, и ДиДюЛя, и Липницкая не проездом – специально в Витебск. Какие разные концерты… Камерный вечер 27 февраля в Круглом зале и большой концерт в Большом. По-разному играли, по-иному слушали, слышали. Первый был задуман как вечер сольных выступлений. Иван Смирнов все же сыграл в дуэте с Дмитрием Сафоновым, музыкантом из своего квартета. «Просто не хотелось играть одному, — объяснил потом «нарушитель регламента». – Хочется диалога на сцене». Говорили не словами – аккордами, взглядами, какими-то там еще седьмыми, восьмыми, двадцать пятыми чувствами. И зритель внимал диалогу. […]
У каждого из мэтров – Смирнова и ДиДюЛи – легенда о гитаре своя. Такие же разные они, как и сами музыканты. Для Ивана Смирнова гитара – это «возможность высказать то, что не можешь высказать ни словами, ни даже чувствами. Инструмент. Орудие. Оружие». А для ДиДюЛи гитара… игрушка: «У детей есть игрушки, а у меня – моя гитара. Я же с ней играю, как ребенок». […]
Кстати, все приглашенные звезды выступали на «Менестреле» за минимальные гонорары. О да, это «особой витебской аурой» обусловлено. А еще – особенностями самого фестиваля. Если в европейской практике большинство фестивальных мероприятий такого рода ориентированы в первую очередь на специалистов – собственно музыкантов и музыкальных критиков, то в Витебск они едут к зрителю. Неслучайному, тонкому, понимающему. Здесь музыканты раскрепощаются и играют для души.
«Любой фестиваль, куда нас пускают – это победа, потому что фестивали формируют среду. У нас же нет музыкальной среды, нигде. Кто в этом виноват – революция, упадок, «античудо»? Но ее нет, ее надо формировать заново», — считает Иван Смирнов. Он – лучший акустический гитарист России по отзывам прессы последних лет. «Русский гений», как прозвали его в Эдинбурге, где он принимал участие в музыкальном фестивале. «Вы и вправду гений?» — спросили его в Витебске. Иван ушел от прямого «да-нет» очень изящно. «Гений – понятие условное. Этот термин сейчас имеет совсем не то значение, что 200 лет назад. По-моему, гений – это человек, который видит все по-другому, живет в другом пространстве». Значит, вы – гений, Иван! Ну, кто еще может сказать, что какую-то пьесу (в Витебске – «Долгое озеро») он играет для того, чтобы «организовать пространство, позволяющее музицировать»?
В Витебск Смирнов снова приехал с новинкой. Он представил витебскому зрителю несколько композиций из последнего альбома «Крымские каникулы». Это не столько что-то новое, сколько хорошо оформленное старое – компиляция давних записей, в основном музыки к кинофильмам. Сказать, что квартет Ивана Смирнова в Витебске имел успех – значит не сказать ничего. А слово «фурор» уж больно банально. Но «безумные наигрыши», где поют-разговаривают гитары, клавишные, какие-то тамбурины, колокольчики, погремушки, волынки, этнические дудки, попали в унисон загадочной витебской души. «Гитара может не все, — считает Смирнов. – Но она может все, что хочет!»
Гитара может создать легенду, может стать легендой. Это и произошло в Витебске. И мы – соучастники.
«Менестрель и его четыре гитары»
Наталия Крупица, газета «Витьбичи», 11.03.2004
На прошедшем фестивале гитарной музыки «Менестрель’2004», который вернулся в Витебск, как в прежние годы, «за полчаса до весны», пожалуй, наибольшую порцию аплодисментов и бурный эмоциональный отклик публики получил гитарист-виртуоз Иван Смирнов. Просто потрясла фантастическая техника игры и глубокая интерпретация и русского фольклора, и фламенко, и классической музыки, и эти легкие неожиданные переходы к рок-н-ролльной стилистике… Все, что не канон в музыке,- это джаз, что Смирнов блестяще демонстрировал. «Квартет Ивана Смирнова» — это гармония звучания музыкальных инструментов — гитар, клавишных, аккордеона, кларнета, этнических духовых. На фестивальной сцене мастерски, виртуозно были исполнены композиции из альбомов «Страна, где ночует солнце» и последнего — «Крымского» (сборника саундтреков к кинофильмам).
«Русский гений», так отзываются о музыканте за рубежом, на фестиваль в Витебск приехал с великой охотой, потому что «если меня зовут и принимают, я на коленях поползу, ведь любой гитарный фестиваль — победа, противостояние попсе. Слава богу, есть Витебск, Калуга, Рига и фестивали, значит, формируются среда и пространство современной гитарной музыки».
И в этом плане «Менестрель», действительно, стал праздником для ценителей искусства. Фестиваль, камерный по составу участников, на самом деле представил довольно широкий диапазон гитарной музыки, школ и стилей игры. […]
«Отчет — 2004»
Эдуард Чернивчан
По всем правилам, в нынешнем году «Менестрелю» должно исполниться 13 лет. На деле он состоялся в восьмой раз. Никаких тайн и продюсерских «ноу-хау» в сроках проведения фестиваля нет, просто не сложилось. На вопрос: «А почему?» — однозначного ответа нет. То ли судьба бережет проект от цифры 13, то ли денег не хватало. Правда, и во время Фестиваля и днями позже, внутренний голос подбрасывал одну и ту же мысль: «Менестрель» задумывался как событие и по-другому не желает…». Хорошо, приглядимся. […]
От первого участия в «Менестреле» Ивана Смирнова отделяют ровно 10 лет. Случилась парадоксальная, на первый взгляд, вещь. Смирнова забыли. Взяли, и забыли. Ведь еще в 94-ом он вместе с Дмитрием Сафоновым играл демо-версию «Карусельного деда». Уже тогда из зала выходила немая от восторга публика. Оказалось, время лечит не только душевные раны. Смена поколений оставила лишь слабый след на месте былого триумфа. Тем досадней организаторам «Менестреля’2004» слышать отклики о том, что Витебск испытал культурный шок, открыв Смирнова. Упрек в адрес Ивана — почаще надо выезжать из первопрестольной на периферию.
С возрастом все трудней удержаться от сакраментального: «А вот помню в наше время…», поэтому и не удержусь. Во времена семидесятых в любом городе необъятного СССР был десяток волосатых парней, которые «один в один» играли Блэкмора, Хендрикса и др. столпов тяжелого и не очень рока. Естественно, их знала вся молодежь в городе. То, что мы лучше западных сверстников знали дискографию кумиров – совершенно однозначно и обсуждению не подлежит. Когда в 2000 году в Минск добрался «Deep Purple» и концерт начался, барабанщик успел ровно два раза извлечь звук из бочки, а зал уже орал «…my woman from Tokyo». Гиллан мог смело пить минералку за кулисами, мы его перекричали от начала и до конца. Подозреваю, что в зале были люди, которые могли бы заменить и гитариста неоригинального состава. Так вот Иван Смирнов вышел из среды этих самородков. К счастью, не осел в одном из московских ресторанов, не растворился в судьбах сотен уникумов, которые, чего греха таить, увлекались не только музыкой, но и алкоголем. Вместо этого окончил ряд университетов – «Второе дыхание», «Бумеранг», «Голубые гитары», «Арсенал». В восьмидесятые на 1-ом канале была телепередача «Джем». В течение получаса двое ведущих занятно рассказывали об электрической гитаре и ее истории, музыкальных новинках, рекламировали инструменты. Затем в студии появлялся Иван Смирнов и воочию демонстрировал достоинства товара. Даже по истечении 10-15 секунд каждого из фрагментов становилось ясным, что он владеет всеми известными к тому времени стилями. После каждой передачи думалось одно и тоже — лучше бы он все это время играл (да простят меня телевизионщики). И, наконец, в начале девяностых закончилась эра «один в один». Эпохе клонов положил конец Иван Смирнов, решив заняться самостоятельным творчеством. С того момента начал заполняться пробел в искусстве современной гитары в мировом контексте. Гитара не футбол, но, все равно жутко приятно. У вас, конечно, Маклафлин, но и у нас Смирнов. Ага?!
Что любопытно — черпаем лаптем. Своим, незаимствованным. Потому что такой русскости нигде больше не услышишь. Она может жить и радовать только в русской душе. Смирнов рассказывает о подлинной красоте национальных музыкальных традиций на понятном миру языке искусства. Иван пишет красивую, светлую музыку. Композиции двойного альбома «Страна, где ночует солнце», созданные для акустической гитары, дышат симфоническим началом. Он обладает великолепной школой игры и чудо-коллективом. Сергей Клевенский (все мыслимые духовые), Дмитрий Сафонов (немногословный гитарный волк, вторая гитара квартета) и сын Михаил Смирнов (перкуссия, клавиши) — профессионалы с отменным вкусом. Во время выступления «Квартета Ивана Смирнова», зрители переполненного Большого зала испытали все возможные состояния — грусти, радости, воспоминаний, любви… За оставшиеся 10 минут до отъезда группы, публика разметала привезенные компакты и было ощущение того, что еще через 10 минут на автографы пойдет верхняя одежда лидера.
Фестиваль с участием талантливых музыкантов промчался, словно железнодорожный экспресс, обдав порывом ветра и надежды. Надежды на то, что «Менестрель» и другие фестивали смогут потеснить бессмертную кучку на телевизионных подмостках. И время от времени в часы прайм-тайм можно будет увидеть концерты Натальи Липницкой, ДиДюЛи, Ивана Смирнова…
Фото: Игорь Гусаков