Композитор, продюсер, мультиинструменталист и аранжировщик. Родился 1-ого мая 1974 года в Москве. Старший сын Ивана Смирнова. Получил музыкальное образование в училище при Московской Государственной Консерватории им. Чайковского (1991-1994 гг). Обучался по классу фортепиано у ведущих педагогов страны (Н.А.Любомудрова, В.В.Бунин). В 1995 начал работать вместе с отцом в рамках коллектива, позднее официально названного группой Ивана Смирнова. Остается единственным ее участником, принявшим участие в записи всех сольных альбомов Ивана.
Если в альбоме «Карусельный дед» (1996) Михаил выступает только как исполнитель на клавишных, то на остальных двух альбомах коллектива не только расширяет свой инструментальный арсенал (аккордеон, перкуссия), но и составляет серьезную конкуренцию Ивану как композитор. Автор музыки к художественным фильмам киностудии «Мосфильм» – «Змеиный источник» (1997, режиссер Николай Лебедев), «Поклонник» (1999, режиссер Николай Лебедев), «Женская собственность» (1999, режиссер Дмитрий Месхиев). В начале 2000-х годов создавал также музыку к телесериалам, в числе которых «Слепой» (2004, режиссер Сергей Маховиков, 8 серий). Вместе с композитором Владимиром Дашкевичем создавал музыку к спектаклю Амалии и Александра Гольданских «Самая, самая, самая» (2001). Автор идеи и продюсер этно-проектов «Кельтомания» (2000) и «Гусли русские» (2001).
Организатор рок-фестиваля «Правила хорошего тона», посвященного прогрессивному направлению в современной клубной музыке. Один из лидеров группы «Art Ceilidh», одного из ведущих фолк-коллективов России. Создатель первого независимого рекорд-лейбла Sketis, ориентированного на возрождение отечественных инструментальных традиций. Выступает и постоянно гастролирует в составе группы Ивана Смирнова. Сотрудничал с ведущими музыкантами страны – Сергеем Старостиным, Сергеем Эрденко (Лойко), Зулей Камаловой, Ольгой Арефьевой («Акустик Ковчег») и др.