Дарья Гузеева; еженедельник «Берег» (Воронеж), № 16 (20.04.2007)
«Музыка прямо в сердце»… Под таким названием проходил концерт квартета Ивана Смирнова 17 апреля в зале Воронежской Филармонии. «Русский гений» и «гитарный Бах XXI века» — так журнал «Люди и песни» определил роль Ивана Смирнова в музыкальном мире. Воронежский зритель с нетерпением ждал возвращения музыканта, влюбившего в себя ещё несколько лет назад жителей джазовой провинции.
Зал Воронежской филармонии был заполнен до предела… До предела были доведены и чувства музыкантов, играющих музыку вне жанров, и чувства зрителей вне возрастов. Иван Смирнов признан лучшим гитаристом 1994 года в стиле «Фьюжн» по результатам конкурса, организованного программой «Джем» (В составе авторитетного международного жюри конкурса были ведущие мастера гитарной музыки: Allan Holdsworth, Steve Lukather, Scott Henderson, Bruce Kulik), а также лучшим акустическим гитаристом России 1995-1996 годов по итогам профессионального опроса, проведенного журналом «Music Box». Его знают по московской фьюжн-группе «Второе дыхание», ансамблю экспериментальной электронной музыки «Бумеранг» под руководством Эдуарда Артемьева, ВИА «Голубые гитары» и джаз-рок-ансамблю «Арсенал» Алексея Козлова.
Сейчас Иван Смирнов работает над собственными музыкальными проектами, выступает со своей группой и сочиняет музыку для кино.
Бывает обычно так: гитарист, освоивший акустическую гитару, переходит на электрический инструмент. Иван сделал наоборот: его уникальные сольные проекты связаны именно с акустикой, которая победила электричество. Этот музыкант, впрочем, всё делает неожиданно: то среди спокойного музыкального повествования вдруг притягивает волну стихийного музыкального бедствия, то, доведя зрителей до эмоционального возбуждения, вдруг играет мелодии, похожие на народные колыбельные. Название его первого сольного альбома тоже относится к его «музыке наоборот» — «Карусельный дед» — тут и в пляс пуститься хочется, и поразмышлять на склоне лет.
Вот уж совсем непросто, даже просто невозможно отнести к одному жанру то, что происходило во вторник на сцене Филармонии! Иван Смирнов говорил на пресс-конференции как раз о том, что неправильно вешать табличку «академизм» на классическую музыку, а табличку «импровизация» на джаз и т. д. Пресс-конференция проходила в пабе «100 ручьев», а соответственно в тёплой и уютно-доверителной атмосфере. Иван Смирнов не расставался с гитарой даже отвечая на вопросы журналистов. Может, она помогала ему?..
Д.Г.: Что для Вас значит концерт в Воронеже?
И.С.: В Воронеже я как на фронте. Вот и сейчас волнуюсь, как всё пройдёт. Воронеж? Люблю! Тут мои друзья. Здесь зал я чувствую заранее. Мы уже любим друг друга.
Д.Г.: Вы участник разных по направлению фестивалей: джазовых, блюзовых, этнических и даже знаменитого фестиваля авторской песни им. Грушина… Что скажете по поводу последнего?
И.С.: Вот если бы меня несколько лет назад спросили, буду ли я участвовать в фестивале авторской песни, то я подумал бы, что говорю с психом. Побывав несколько раз на Грушинском фестивале, испытав физические неудобства (там же кроме дыма от костра ничего нет!), понял, что другого места, где могут собраться сотни тысяч человек, объединённые музыкой, больше нет. Но уже набил оскомину. Все концерты и выступления – это, конечно, ответственность, но и сердечный импульс. И, если чувствую, что я куда-то обязан ехать, но не хочу, то лучше этого не делать.
Д.Г.: Где для Вас лучше выступать: в классическом концертном зале, на поляне фестиваля или клубе?
И.С.: В клубах и на квартирниках не играю! Принципиально. В клубы ходят не концерт послушать, а друг на друга посмотреть.
Д.Г.: Что вы чувствуете, когда выступаете?
И.С.: Когда как… Бывает, пробежит такая мысль: «Где я? Что я делаю! Как стыдно…». В последнее время бывает, что плачу. Может, возраст?.. А хорошо, когда играешь композицию, и как на коне несёшься. Тут уж не до мыслей. Одни ощущения.
Иван Смирнов выступает с квартетом, куда входят два его сына: Михаил и Иван, а также мультиинструменталист Сергей Клевенский. Когда был задан вопрос о том, как же попали дети в его творческую команду, то музыкант передал «право голоса» сыновьям.
М.С.: Иначе и произойти не могло. Я закончил музыкальное училище при Московской консерватории. Но всё, что изучалось в училище шло каким-то «левым потоком», а «правым потоком» была музыка отца. Джаз и рок я почувствовал через отца. Он, конечно, повлиял своим отношением к музыке: как ей заниматься, к чему стремиться. И сейчас, у нас, слава Богу, нет проблем творческого понимания.
Михаил Смирнов на концерте не уступал отцу в таланте и мастерстве. Он заколдовывал зал, как древний шаман завораживал племена. Импровизации на рояле, аккордеоне и соло на этнических ударных вводили публику в гипнотическое состояние. Михаил Смирнов известен любителям кино как автор музыки к кф «Змеиный Источник», «Поклонник» (реж. Н. Лебедев), «Женская Собственность» (реж. Д. Месхиев).
Сергея Клевенского (кларнет, волынки, свирели и др.) привёл в коллектив Михаил Смирнов, увидев на афише рядом с фамилией Клевенского внушительный список из различных духовых инструментов. С тех пор они не расстаются. Интересен их совместный диск «Кровь с молоком» (это народные мотивы, в которые вкрапляются звуки живой природы: пение и крики птиц, а также звуки сельской жизни, которые уже забыл городской житель). Название диска символично: «кровь с молоком» — говорят о красивой деревенской девушке. Но каждое слово в названии диска значимо и само по себе. Кровь… Диск начал записываться в 2001 году 11 сентября. День бомбардировок Сербии американской авиацией. Получилось, что диск – это посвящение сербскому народу. В этом альбоме принял участие и сербский гитарист по приглашению русских музыкантов.
Квартет Ивана Смирнова – это семья не только потому, что там почти все Смирновы, но прежде всего, потому что они объединены единым чувством — искренней любовью к народным традициям, идущим из глубины веков.