признался виртуоз гитарного искусства Иван СМИРНОВ в интервью корреспондентам «Мое!»
интервью Елены Измайловой; газета «Мое!» (Воронеж), 03.05.2005
В пятницу в зале филармонии воронежские поклонники акустической гитары готовы были стоять в проходах в течение двух часов ради того, чтобы послушать квартет Ивана Смирнова. Иван Смирнов покорил нашу публику еще на фестивале «Джазовая провинция», поэтому в этот раз в зале филармонии собрались исключительно почитатели его таланта. Смирнов со товарищи приехали в Воронеж за сутки до концерта. Вечером накануне выступления организаторы гастролей устроили приглашенным гостям весьма душевный прием в одном из ресторанов города. Посреди застолья Иван попросил у местных музыкантов гитару и устроил для посетителей бесплатный, но совершенно потрясающий концерт. Одна из отдыхавших в ресторане девушек настолько прониклась музыкой, что вышла танцевать и… устроила легкий стриптиз. «Да это все хороший коньяк и теплая компания виноваты,- смущенно признался корреспондентам «Е!» Смирнов,- Это не я играл — это моя душа играла».
— Иван, а как вы «заболели» гитарой?
— В мое время в каждом доме висела гитара, перевязанная красным бантом. Как и у большинства мальчишек, все началось с обычного дворового блатняка. Однажды в пионерском лагере я услышал, как какой-то паренек поет «Сиреневый туман», и тут же настрочил письмо: «Мама, купи гитару!». Первой моей гитарой была семиструнка, стоила она 7 рублей 50 копеек.
— Есть ли, по вашему, в российском шоу-бизнесе исполнители, играющие качественную поп-музыку?
— Ну, у Агутина ничего, крепкая музыка. Во всяком случае, Леня живьем выступает, и уже за это его можно уважать. У меня полно друзей в шоу-бизнесе, и я дружу с ними вне зависимости от того, какой музыкой они занимаются. Например, Игорь Матвиенко — хороший человек, несмотря на то, что занимается попсовыми «Иванушками» и ввязался в «Фабрику звезд». С Володькой Кузьминым мы дружим с самого детства. Лет в 19 у нас с ним была группа, называлась «Твердый знак». Около года я играл в эстрадном ансамбле «Голубые гитары», хотя очень стесняюсь этого факта своей биографии. Поехал с ними на гастроли, мне предложили послушать их программу, а я думаю: «Пальцы себе поломать, что ли? Чтобы не играть с ними по уважительной причине, сославшись на травму». Ну, потом смирился, несмотря на то, что это была попса в самом плохом ее варианте. Но «Голубые гитары» в то время получали очень приличные деньги, а у меня уже трое детей было… Потом я записал Вячеславу Бутусову «Бриллиантовые дороги» для его альбома «Человек без имени». Правда, Слава делает вид, что меня вообще не помнит — не все артисты выдерживают испытание известностью… Боря Гребенщиков, например, совсем зазнался.
— А как сложилось ваше сотрудничество с режиссером Андроном Кончаловским?
— Меня Кончаловскому «сосватал» Эдуард Артемьев, с которым мы вместе играли в «Бумеранге». Я приехал в студию, сыграл тему, сделал аранжировку для песни «Have You Ever Really Loved a Woman», а потом уже Брайан Адамс наложил на мелодию свой голос. За работу мне предложили 500 долларов, хотя я и за 300 согласился бы — всего-то полчаса работы в студии!
— Вам наверняка говорили о вашем потрясающем сходстве с Миком Джаггером…
— Больше того, нас с ним неоднократно путали. Но ничего намеренно я не делал — это все природа. Как-то мы были на гастролях в Лос-Анджелесе, и я пошел в обувной магазин купить сыну ботинки. Захожу и вижу, что продавцы вдруг зашептались. Думал, во мне «совка» вычислили, а они подходят ко мне: «Dear Mr. Jagger!». Когда я сообразил, в чем дело, стал объяснять: «Ребята, я не Мик Джаггер! I’m Russian!». Они были сильно разочарованы… То же самое было и на выставке музыкальных инструментов, где запросто ходят Стиви Уандер и Джо Сатриани. Там эти мировые знаменитости выпьют — и ну с объятиями: «Привет, Мик!». Я над ними здорово прикалывался!
ДОСЬЕ «Е!»
Иван Смирнов — один из лучших электроакустических гитаристов мира, композитор, музыкант-виртуоз и при этом… самоучка. Он создал уникальное современное направление в музыке, соединив классический гитарный репертуар, фольклорные элементы, джаз и рок. В середине 70-х Смирнов играл в составе авангардного ансамбля «Бумеранг», руководителем которого был знаменитый композитор электронной музыки Эдуард Артемьев. Затем — в популярном ВИА «Голубые гитары». В 80-х его пригласили в московскую джаз-команду «Арсенал»под управлением саксофониста Алексея Козлова. В 1990 году музыкант организовал собственный проект — теперь квартет Ивана Смирнова ездит с концертами и параллельно записывает музыку для кино. Среди его работ — художественная картина режиссера Дмитрия Месхиева «Женская собственность» и драма Андрона Кончаловского «Дом дураков»(Гран-при Венецианского фестиваля), в которой Смирнов исполнял тему Брайана Адамса «Have You Ever Really Loved a Woman».
Фото: Владимир Лавров