(c) 1997 Компания АйТи/А.Козлов
Часть IV
CDRDM 712199
1. | Небесный голос |
3.19 | |
2. | Унесенные ветром |
5.09 | |
3. | Сильвер-блюз |
8.03 | |
4. | Не надо слез |
5.32 | |
5. | Пролог |
6.44 | |
6. | Зависть |
10.31 | |
7. | Человек с Ямайки |
5.42 | |
8. | Гигантские следы |
7.53 | |
9. | Исходила младенька |
3.50 | |
10. | Мир тесен |
8.59 | |
11. | Чуден Днепр |
6.13 |
Алексей Козлов — альт-саксофон, синтезатор
Андрей Денисов — клавишные Иван Смирнов — электрогитара Все композиции (кроме «Исходила младенька») и аранжировки — Алексея Козлова. На данном диске собраны композиции, которые исполнялись в последний период работы «Арсенала» в Калининградской филармонии, то есть — с 1986-го по 1991 год. Это было нелегкое время для всей страны и для гастролирующих артистов тоже. Начался тотальный дефицит продуктов и товаров, особенно в провинции. Чтобы плотно пообедать перед концертом, надо было тратить много энергии и проявлять особую изобретательность. В гостиничных номерах исчезли лампочки, пропало мыло, туалетная бумага. Но самое неприятное последствие поздней перестройки состояло в том, что народ перестал ходить на концерты — ему было не до культуры. Даже волна интереса к попсе в то время схлынула. Что уж тут говорить о серьезной инструментальной музыке. А именно к такой музыке мы тогда и вернулись, постепенно отойдя от шоу с брейк-дансом, вышедшим из моды. К началу 90-х годов ансамбль «Арсенал» был окончательно признан официальными властями, превратившись за семнадцать лет из подпольного и гонимого в чуть ли не классический. Тем не менее, наша филармония, попав в тяжелое экономическое положение, решила поставить нас на самоокупаемость и первое, что она сделала, это перестала оплачивать аренду помещения в Москве, где мы репетировали и хранили всю свою аппаратуру и инструменты, весом более пяти тонн. В начале 90-х уже каждый подвал в Москве представлял ценность, все расхватывалось предпринимателями. Цены за аренду росли как на дрожжах. Сперва мы перевезли аппаратуру в подвал к знакомым, бесплатно, где она лежала почти без присмотра. Но затем нас оттуда попросили новые владельцы помещения и все это хозяйство, накопленное с таким трудом, пришлось рассовывать по каким-то студиям и домам культуры. В результате часть оборудования просто пропала. Но к тому времени филармония уже уволила нас, поскольку вообще вся филармоническая гастрольная активность в стране пришла в упадок и практически прекратилась, а вернее — перешла в руки частных предпринимателей, заинтересованных в прокате лишь самого примитивного и доступного широкой массе искусства. «Арсенал», этот отлаженный, прекрасно действовавший механизм, пришлось разобрать на части, то есть — распустить коллектив до лучших времен. Лишь в 1994 году я собрал новый «Арсенал», когда для участия в телепрограмме «Лучшие из лучших» на НТВ понадобился профессиональный коллектив, играющий в современном стиле. В каждой передаче мы исполняли «живьем» по одной сольной пьесе. Но вот передачи закончились, а коллектив остался и продолжал работать, вновь выезжая на гастроли по России, по бывшим республикам СССР, хотя уже не так часто. А в апреле 1995 года «Арсенал» вместе с грузинской певицей Тамарой Гвердцетели проехал с концертами по нескольким городам США и выступил в Карнеги-холл, в Нью-Йорке. В 1996 году ансамбль записал программу, которая, возможно, будет издана в продолжении этой коллекции. При подборе пьес на данный диск у меня была возможность просто взять весь материал с двух последних виниловых пластинок «Арсенал-5» и «Арсенал-6», но я решил иначе. Во-первых, часть этого репертуара уже была переиздана «Мелодией» в виде компакт-диска в начале 90-х, а во-вторых — мне захотелось зафиксировать здесь те пьесы, что исполнялись довольно часто на концертах, но ни на какие пластинки не попали. Мне было жаль, что огромная часть нашего прошлого репертуара так и не зафиксирована. К счастью, у меня сохранились некоторые живые записи, которые делал наш звукорежиссер по моей просьбе с пульта, стоявшего в зале. Тогда мне не могло прийти в голову, что это может пригодиться. Таким образом, на данный диск вошли только две композиции, записанные на «Мелодии». Это «Мир тесен» и «Сильвер-блюз», остальное — это исполнение на живой аудитории, с волнением, с поддержкой публики, то есть так, как мы привыкли. Некоторые пьесы на этом диске являются программными, написанными на какую-нибудь тему, посвященными чему-то. Например, композиция «Зависть» посвящена памяти замечательного писателя Юрия Олеши. Он является автором повести с таким названием, а также пьесы «Заговор чувств», тоже на тему зависти. Дело в том, что Ю.Олеша, написав свою повесть, стал в каком-то смысле ее жертвой. Уже в ранний период сталинизма тема зависти стала нежелательной в советском обществе. Широкая практика доносительства, поощряемая органами НКВД, базировалась не столько на советском патриотизме, сколько на банальной зависти к ближнему. Юрий Олеша подвергся гонениям и был сломлен властями как писатель. В своей композиции «Зависть» я попытался отобразить жестокий сюрреализм жизни тех лет, используя выразительные средства стиля «панк-фанк», с элементами атонального авангарда. Вообще на этом диске много пьес, замешанных на музыке «фанк». Поэтому не зря здесь оказалась композиция «Сильвер-блюз», посвященная Хорасу Сильверу, любимому мною джазмену, заложившему основу этого стиля еще в начале 50-х годов. Еще одна пьеса, посвященная великому музыканту — «Гигантские следы». Тот, кто знает историю джаза, сразу догадается, что это относится к имени Джона Колтрейна, одного из столпов современного джаза, автора известной композиции «Гигантские шаги». Этот человек оставил заметный след в истории музыки 20-го века. С пьесы «Не надо слез» мы часто начинали концерты, выходя на сцену по одному и присоединяясь друг к другу, играя свои партии. Я назвал ее так потому, что она в чем-то напоминает популярную американскую песню довоенных времен «Too Many Tears». Она постепенно переходила в пьесу «Пролог», после которой я начинал вести концерт. Пьеса «Исходила младенька» имеет длинную историю. Сперва Петр Ильич Чайковский, услышав ее где-то в русской деревне, гармонизовал по-своему. На основе этой гармонизации Модест Мусоргский вставил ее в свою оперу «Хованщина», как арию Марфы. А я сделал из этой арии инструментальную пьесу. Когда в конце 80-х «Арсенал» вместе с фольклорным коллективом певицы Татьяны Петровой ездил в ФРГ на гастроли, то Таня пела эту песню с нами на концертах. Пьесу «Чуден Днепр» я назвал так потому, что написал ее, сидя в гостинице «Славутич», которая стоит на левом берегу Днепра в Киеве. Я жил на верхнем этаже, откуда открывался прекрасный вид на Днепр и на сам Киев. Тогда я уже возил с собой на гастроли музыкальный компьютер «Atari» и, чтобы не тратить зря время, работал, сочиняя музыку и печатая ноты при помощи этого электронного помощника. Музыку этого периода мы уже не называли словом «джаз-рок». Тогда стали употреблять другой, более точный термин для обозначения такого стиля — «фанки-фьюжн». Алексей Козлов примечание: предлагаемая для ознакомления композиция «Зависть» редактирована по просьбе Ивана Смирнова. В ней представлено практически только его гитарное соло, что, во-первых, позволяет в общих чертах понять направление деятельности «Арсенала» тех лет, а во-вторых — не конфликтует с авторскими правами Алексея Козлова. |
|